Огненная стихия, наделавшая бед в России этим летом, напомнила о себе по осени. Всего за сутки, с полудня 2 сентября, раздуваемое сильнейшим ветром пламя опалило спокойную жизнь шести северных районов Волгоградской области.
Трагический итог огненного смерча - 8 погибших, 19 раненых, 907 погорельцев, оставшихся без крыши над головой. Дотла сожжено 419 жилых домов и 112 строений. В волгоградских поселках Лапшинка, Русская Бундевка, Осички выжжены целые улицы.
От огня пострадали в основном пожилые люди, обитатели удаленных от больших городов деревень.
- Это было похоже на ад. Соседи бежали мимо моего дома и кричали: "Горим". Я успела схватить только деньги и документы и, как была, в халате, выбежала на улицу. Участок у дома уже горел. Даже собаку отвязать не успела. Вся живность, гуси, куры, утки - все сгорело, - говорит, глядя в никуда, 82-летняя Тамара Щедникова из поселка Лапшинка Котовского района Волгоградской области.
Дом Тамары Прокофьевны сгорел одним из первых в поселке. Как пылал дом ее дочери, старушка вместе с односельчанами наблюдала со Смородиновской горы, на которой пережидали огненный смерч. Люди говорят, село горело часа три. Едва завидев пламя на окраине поселка, селяне тщетно набирали тревожные номера. Им в лучшем случае отвечали, что подмога идет, в худшем - что все машины на выезде... или просто бросали трубки. А счет шел не на часы, на минуты...
Верховой пожар при сильном ветре - стихия, от которой нет спасения. В тот день он охватил Лапшинку и еще 19 поселков Волгоградской области. Как говорят в региональном управлении МЧС, огонь тушили все имеющиеся в наличии расчеты. Из отпусков вызвали всех, кого смогли найти. В дело включили резервную технику. Из Южного регионального центра МЧС в Ростове-на-Дону на помощь волгоградским пожарным вылетели три самолета и два вертолета, которые не дали разгореться лесным пожарам.
Сами люди спасали нажитое как могли - закидывали огонь землей, забрасывали ветками, заливали компотом из погребов. Именно таким необычным способом муж и жена Николаевы отстояли свой сарай и, считай, уберегли от огня всю улицу.
А можно ли было спасти не одну улицу, а все? Возможно ли было предотвратить беду, подготовиться заранее? Ответы на эти вопросы волгоградцы ищут сегодня, когда пламя потушено. Вспоминают, что поля вокруг поселков тлели всю неделю. Их тушили, но без огонька, не слишком активно. Не случись ураган 2 сентября - все бы обошлось. А так сильный ветер перебросил горящие пучки соломы верхом через реку и понес их на поселок. Низовому огню, который тоже имел место, могла бы помешать сплошная опашка земель вокруг населенных пунктов, но она была слишком узкой и далеко не везде.
Волгоградцам же, пострадавшим от огня, государство поможет в таких же объемах, что и погорельцам других регионов. Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, облетев на вертолете наиболее пострадавшие поселки под Волгоградом, пообещал, что к 1 декабря оставшиеся без крова люди въедут в новые дома.
Тем временем
20 жилых домов и 17 дач сгорело в трех селах Петровского района Саратовской области в течение одного дня.